Лишь Австрии и Словакии интересно заключать газрвые контракты через Украину. Если не получится, «Газпрому» придется сократить экспорт и перебросить часть объемов на «Турецкий поток».
-
Евросоюз не намерен просить Украину продлевать договор о транзите российского газа на территорию объединения, который истекает в конце 2024 года. С таким заявлением выступил на пресс-конференции в Брюсселе представитель Еврокомиссии Тим Макфи.
«Мы ясно дали понять, что не будем подталкивать Украину к продлению этого соглашения»,
— сказал он.Что это значит для Украины, есть ли альтернатива поставкам газа из РФ для Словакии, Австрии и других стран, пользующихся украинской ГТС? Куда денет это голубое топливо «Газпром» и найдется ли другая работа для «трубы» Незалежной?
Непростой выбор для Украины
Киев в последний год явно всем давал понять, что не горел желанием продлевать контракт с «Газпромом». В марте 2024 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль даже заявил, что Киев хоть и может продлить транзит голубого топлива в Европу, но напрямую переговоры с Москвой вести не будет. В том же ключе звучали и сообщения от главы украинского Минэнерго Германа Галущенко. Он говорил, что Украина не планирует заключать никаких дополнительных соглашений или пролонгировать действие нынешнего контракта. Более того, по его словам, газотранспортная система Украины якобы прошла стресс-тесты, которые «доказали, что можно спокойно существовать без транзита».
С другой стороны, получать деньги за транзит Киев уже давно привык, а сейчас бюджету Украины любые способы заработка важны. Возникает еще и обоснованный вопрос о том, что хоть, по словам Галущенко, украинская ГТС без транзита и может нормально функционировать, но для чего на тогда она вообще нужна?
При этом украинское руководство, при всей его непримиримости и нежелании вести дела с Москвой, оставляет место для маневра. Премьер-министр Украины параллельно с тезисом о нежелании пролонгировать транзитный договор заявлял, что Киев может продолжить прокачку голубого топлива через ГТС в Европу и после истечения контракта за счет того, что «газ могли бы закупать европейские страны до его закачки в газотранспортную систему Украины».
За счет таких нехитрых манипуляций Киев как бы и с Москвой не шел на контакт, но при этом Украина де-факто все равно формально осуществляла бы транзит газа, который был бы де-юре уже европейским. Эдакий легкий намек Брюсселю на работу в прежнем режиме (и даже физического отбора газа для нужд Украины под соусом виртуального реверса из ЕС), но только на новых условиях для «Газпрома», который заключал бы отдельные контракты напрямую со странами из Старого Света.
Правда, неизвестно понравятся ли российскому холдингу такие новые условия. Словакия и Австрия больше всех заинтересованы в транзите российского газа через Украину. Но вполне вероятно, что Киев, который регулярно искал поводы для поднятия тарифов для российской стороны за прокачку по своей территории, начнет требовать больших денег за транзит уже не с «Газпрома», а со словацких и австрийских компаний. Те, в свою очередь, попробуют компенсировать эти расходы требованием скидки у «Газпрома». Все это в итоге сильно затянет переговоры, а газ тем временем в украинскую трубу идти не будет.
Европа умывает руки
Как недавно отметил представитель Еврокомиссии Эрик Мамер, ЕС уже не настолько зависит от поставок голубого топлива из РФ. В импорте Евросоюза он занимает около 15% (хотя до 2022-го показатель составлял примерно 45%). Через территорию Украины сейчас поставляется до 5% от всего газового импорта ЕС.
За трубопроводный газ есть смысл переживать только Словакии, Австрии, которым также стабильно и при тех же транспортных расходах по трубопроводу газ получать неоткуда. Венгрии, кстати, это касается в меньшей степени, поскольку она получает голубое топливо еще и через «Турецкий поток», и по итогам 2023 года Будапешт закупил через -ответвления газопровода по Болгарии и Сербии 5,6 млрд кубометров российского газа.
Для остальной Европы трубопроводный газ, идущий через Украину, еще менее важен. Ей в последнее время больше интересен российский СПГ, ведь за последние два года закупки сжиженного газа из РФ в Европе выросли на 40% от уровня 2021 года. Правда, и это вскоре может измениться, поскольку с 2025–2026 гг. в мире запустят множество новых СПГ-терминалов для экспорта.
А вот для Украины, точнее ее бюджета, остановка транзита важна. «Газпром», по условиям договора с «Нафтогазом», гарантировал прокачку суммарно не менее 225 млрд кубометров до 2024 года.
Безусловно, объемы ближе к концу срока договора серьезно снизились. Если в 2020 году «Газпром» прокачал по украинской ГТС 55,8 млрд кубометров, то в 2022-м и 2023-м — уже только 19 млрд и 14 млрд соответственно. Кстати, не последнюю роль в таком уменьшении сыграло нежелание Киевом пользоваться газопроводом на полную мощность из-за утери контроля над газоизмерительной станции «Сохрановка» в ЛНР, которая вообще-то полностью исправна и готова к работе.
Однако в целом деньги Киев получал за прокачку за все эти годы весьма неплохие. Официально размер тарифа не оглашался, но Владимир Зеленский публично говорил, что суммарный доход от транзита для Киева — как минимум $7 млрд. Но Евросоюз, видимо, это не особо волнует.
Как отметил в комментарии для «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач, речь идет о самоустранении Брюсселя от решения проблемы транзита. Это их политическая позиция, хотя, как правило, они старались быть затычкой в каждой бочке, когда речь шла о внешней энергетической политике. Еврокомиссия дает понять заинтересованным сторонам в ЕС (а они, очевидно, есть), что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
«Эта позиция Брюсселя не означает, что транзитное соглашение в том или ином виде не будет сохранено. Страны юго-востока ЕС работают над этим, прежде всего Австрия и Словакия.
Если транзит через Украину прекратится, то газ может быть частично перенаправлен через „Турецкий поток“. Но основные объемы будут потеряны для европейских потребителей. России придется оптимизировать добычу на этот объем. Для Украины же это будут потери доходов за транзит. Но не только. Это могут быть и более серьезные последствия, учитывая, что поддержание транзита отчасти сдерживает эскалацию конфликта»,— сказал Гривач.
В остановке украинской ГТС, по крайней мере в ключе поставок с востока на запад, нет ничего хорошего ни для Киева, ни для Москвы. Да, Россия может часть объемов перенаправить на «Турецкий поток», но полностью компенсировать украинское направление не получится. Внутренний рынок РФ за короткий срок объемы, ранее идущие транзитом через Украину в Европу, в себя не «впитает». У России пока нет такой динамики роста спроса. Придется либо сокращать добычу, либо надеяться, что Австрия со Словакией все же договорятся с Киевом о новых условиях закупок.
Для Украины все еще хуже. Да, местные чиновники говорят, что ГТС можно использовать в качестве прокачки газа из Европы в Незалежную для хранения голубого топлива в ПХГ. Но в этом году вдруг оказалось, что хранилища Украины, учитывая беспринципные действия ВСУ по отношению к мирному населению и удары по российским НПЗ, могут очень быстро выйти из строя после ракетных ударов. А это очень сильно отпугивает европейские компании от того, чтобы хранить свой газ в украинских ПХГ в будущем.
В итоге для украинской «трубы» попросту не останется работы, а Киев не получит доходы от ее использования.