Пацифизм: зарождение и развитие от Древнего Китая до наших дней
-
История пацифистской идеологии насчитывает не одно тысячелетие, а споры о ее влиянии на исторические события не прекращаются. Разобрались, как возникали и развивались движения против войн и насилия
Что такое пацифизм?
Пацифизм — это, по определению Оксфордского словаря, убеждение, что война и насилие всегда неверны. Соответственно, пацифистское движение — это антивоенное общественное движение, которое противостоит войне и насилию мирными средствами.Сам термин «пацифизм» (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) ввел на рубеже XIX—XX веков французский борец за мир Эмиль Арно.
Знак пацифистов
Символ пацифистского движения — пацифик — в 1958 году создал английский художник Джеральд Холтом для марша Комитета прямых действий против атомной войны. При создании пацифика он взял за основу буквы из семафорной азбуки, наложив N (ядерный) на D (разоружение) и поместив их в круг, символизирующий Землю.
Позднее символ был принят Движением за ядерное разоружение (CND) и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения.
Истоки пацифизма
В V веке до нашей эры в Древнем Китае появилось учение, которое можно назвать примером первой пацифистской теории. Его связывают с именем древнекитайского мудреца и военного инженера Мо-цзы, который изложил теорию существования божественного универсального закона любви. Он и его последователи утверждали, что «мы должны исполнять то, что хочет Небо, а Небо хочет от нас, чтобы мы любили друг друга и не делали друг другу зла». По его мнению, если бы все государства относились друг к другу, ориентируясь на этот закон, то войн бы не было.
Мо-цзы сделал еще одно важное замечание о войнах: они дают то, что и так было в избытке, но отбирают то, что хотелось бы получить. При этом даже победоносная война приводит к ослаблению государства. Наконец, Мо-цзы указывает на противоречие войны: убийство одного человека осуждается, но массовые убийства, в частности в ходе войны, люди прославляют.
Все утверждения Мо-цзы относилось к агрессивным и наступательным войнам. Он пояснял, что есть также оборонительные, справедливые войны, когда необходимо браться за оружие.
В Индии в IX—VI веках до нашей эры зародилось учение джайнизма. Он проповедует отказ от нанесения вреда всем живым существам в мире. С одним из представителей джайнистов, Райчандрабхаи Мехтой, дружил Махатма Ганди, который говорил, что эта дружба сыграла важную роль в формулировании его собственных идей об использовании ненасилия в качестве политической тактики.
Идеи ненасилия были широко распространены у первых христиан. Так, ни один из них, судя по историческим документам, не служил в римской армии как минимум до конца II века нашей эры. В тот момент, когда христианство стало сливаться с идеей государственности, произошел перелом. Христиане начали оправдывать идею «справедливого» насилия.
На этот раз антивоенные идеи начали отстаивать критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы. Известный христианский гуманист Эразм Роттердамский также был убежденным сторонником этих взглядов.
С Реформацией в XVI веке начались религиозные войны. Против них выступало мирное крыло анабаптистов в Германии, Швейцарии, Нидерландах, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. В середине XVII века эти идеи продолжили отстаивать квакеры в Англии и Уэльсе. В 1708 году была основана Братская церковь в Саксонии, которая сделала пацифизм неотъемлемой частью пиетизма — движения внутри лютеранской и реформатской церквей, основной идеей которого стало личное благочестие.
Начиная с европейского Возрождения, большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу станет важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций.
От «друзей мира» к пацифистам
Первые антивоенные организации на Западе в Великобритании и США появились после Наполеоновских войн и широко распространились к концу 1880-х — началу 1890-х годов. Международные конгрессы таких организаций призывали запретить войны, начать всеобщее разоружение и так далее. В итоге их деятельность привела к тому, что в законодательстве многих стран вместе с воинской обязанностью была закреплена возможность ее замены альтернативной гражданской службой.
Социальная экономика
Как появилась и как устроена альтернативная гражданская служба
В 1899 году состоялась Первая мирная конференция в Гааге, где участники обсуждали вопросы разоружения. Несмотря на этот кажущийся успех, общественное положение движения за мир оставалось маргинальным в Австрии и Германии, где оно столкнулось с неприятием из-за участия в нем радикального буржуазного женского движения.С 1901 года сторонники движения за мир начали называть себя «пацифистами». Прежние названия, такие как «друзья мира», окончательно исчезли. Нарастающий кризис глобальной системы побудил международное движение за мир и выдающихся авторов-пацифистов к разработке новых концепций и теорий. Так, австрийский философ и будущий лауреат Нобелевской премии мира Альфред Фрид разработал теорию мира, которую он назвал «организационный пацифизм», отвергающий мировую войну, потому что растущая сеть международных отношений предотвратила бы ее по утилитарным причинам. Теория Фрида получила поддержку в книге Нормана Энджелла «Оптическая иллюзия Европы» (1909 год), в которой будущие войны считались экономически бесполезными из-за взаимозависимости национальных экономических интересов.
В России видным представителем пацифистского движения тех лет был Лев Толстой. Его религиозные и нравственные императивы стали источником движения толстовства, которое строилось на идеях «опрощения» и «непротивления злу насилием». Сам Толстой считал, что суть христианства можно выразить одной фразой: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием». Идеи ненасильственного сопротивления российского писателя, которые он изложил в работе «Царство Божие внутри вас», также вдохновили Махатму Ганди. Он назвал в честь Толстого общину в Южной Африке.
После Первой мировой войны в 1918 году движения за мир начали разрастаться, постепенно завоевывая популярность среди молодых европейцев. В этот период сформировались такие организации как «Интернационал противников войны», «Международная женская лига за мир и свободу», движение «Нет войне», «Гражданский интернационал службы» и «Союз клятвы мира». Лига Наций созывала несколько конференций по разоружению в межвоенный период.
По сей день не утихают дискуссии о том, что именно сильные идеи пацифизма 1930-х годов в мировой политике привели ко Второй мировой войне. Сторонники этой теории считают, что западные лидеры неоднократно упускали шансы силовым путем остановить Адольфа Гитлера до 1939 года, а своей нерешительностью и полумерами подорвали позиции внутренней немецкой оппозиции. Также они полагают, что именно Мюнхенская конференция в конце 1938 года, когда Запад согласился на требование Гитлера забрать часть Чехословакии, и положила начало более масштабной экспансии и войне.
Послевоенная пацифистская риторика была посвящена недопустимости ядерной войны. Так, в 1958 году участники британского движения за ядерное разоружение CND (Campaign for Nuclear Disarmament) прошли 50-километровым маршем от Трафальгарской площади в Лондоне к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия (AWRE) в Олдермастоне, Беркшир.
В 1960-х и 1970-х годах пацифисты активно протестовали против войны во Вьетнаме. Так, 15 ноября 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла крупнейшая антивоенная демонстрация в истории Америки, когда более 250 000 человек мирно собрались, призывая к выводу американских войск из Вьетнама.
Контекст движений за мир резко изменился в конце 1980-х годов с падением Берлинской стены и окончанием холодной войны. Пацифисты ушли к более широкому кругу вопросов. На национальном уровне сторонники движений за мир выступали против развития военной инфраструктуры, увеличения военных расходов, торговли оружием и так далее. На международном уровне пацифизм выражался в противодействии военному вмешательству в разнообразные конфликты. Так, пацифисты активно выступали против операции США в Персидском заливе в 1990–1991 годах, направленной на вытеснение Ирака из Кувейта («Буря в пустыне»). Еще одним событием, подстегнувшим международную мобилизацию движений за мир, стала военная интервенция НАТО в сербскую провинцию Косово в 1999 году. В 2003–2004 годах пацифисты активно выступали против действий американских солдат в Ираке.
С конца 1990-х годов вопросы мира также стали рассматривать как часть более широкой повестки дня движения за глобальную справедливость, наряду с проблемами защиты окружающей среды, социальной справедливости, бедности и неравенства как на национальном, так и на глобальном уровне.
Каждый год Институт экономики и мира (IEP) составляет Глобальный индекс миролюбия (GPI) — ранжирует 163 независимых государства и территории в соответствии с их уровнем миролюбия. При этом учитываются такие факторы как объем военных расходов и число военнослужащих на 100 тыс. населения.
В рейтинге GPI за 2021 год первые пять строчек занимали Исландия, Новая Зеландия, Дания, Португалия и Словения, а Россия находилась на 154-м месте.
Идеология пацифистаСуществует два пацифистских подхода. Первый основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики. Второй проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является аморальным.
В зависимости от подхода встречается несколько видов пацифизма:
Абсолютный. Приверженцы такого подхода считают, что никогда не следует принимать участие в войне, даже в целях самообороны. По их мнению, ценность человеческой жизни настолько высока, что ничто не может оправдать умышленное убийство человека. Также сторонники данного принципа считают неэтичным применять насилие для спасения невиновного человека, который подвергается нападению и может быть убит. Абсолютные пацифисты утверждают, что насилие всегда приводит к худшим результатам, чем ненасилие.
Условный. Сторонники такого подхода в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война будет менее ужасна, чем ее альтернатива. Подход таких пацифистов к войнам более утилитарен — по их мнению, основная причина, почему к ним не нужно прибегать — это их последствия.
Избирательный. Сторонники этого подхода считают, что основной вопрос применения насилия — в его степени, и выступают против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического).
Активный. Сторонники такого подхода активно участвуют в политической деятельности по продвижению мира и выступают против конкретных войн.
Границы пацифизма и его критикаРоберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, говорил: «Если цель противника — агрессия и захват, миротворчество становится опасным и вредным <…> Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход».
Профессор философии Кембриджского университета Гертруда Анскомб считала полный пацифизм пагубным, потому что он побуждает людей верить в то, что все убийства одинаково неправильны: это стирает различие между убийством в военное время по справедливой причине и неоправданными зверствами.
В целом критики пацифизма заявляют, что политика несопротивления перед лицом внешней агрессии может привести к подчинению целых народов. Тем не менее, пацифисты допускают ненасильственное сопротивление, которое кроется в создании трудностей и неудобств для завоевателя или угнетателя.
В XX веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины: например, пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований, начиная со Средневековья.
В целом же сторонники пацифизма как возможной национальной политики подчеркивают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов.
-