Администрация Байдена рискует затормозить развитие производства и экспорта СПГ
-
От Белого дома требуют отменить запрет на новые СПГ-проекты и даже обеспечить экспорт сжиженного газа на Украину. Этого требуют не только нефтегазовые компании, но уже целые штаты, однако Вашингтон до сих пор остается непреклонным, подвергая риску развитие всей отрасли.
Чем ближе даты запусков новых СПГ-терминалов в США, большая часть которых приходится на 2026–2028 гг., тем больше накаляются страсти в Вашингтоне. Казалось бы, трубопроводный российский газ из импорта Европы активно убирают, а значит, эту нишу должен кто-то занять. Да и в Азии спрос на СПГ активно растет. Мировой рынок действительно готов к большим потокам сжиженного газа, отправляющегося с берегов Америки.Увы, но правительство США сознательно тормозит рост экспорта такого типа энергоносителя. Дошло до того, что крупные нефтегазовые компании в Штатах открытым текстом критикуют действия Белого дома, отдельные политики из демократической партии давят на президента Джо Байдена, а федеральный суд в Луизиане обязал администрацию Белого дома возобновить одобрение новых проектов по экспорту.
Почему Вашингтон остается столь непреклонным? Все ведь понимают, что дело не в экологических требованиях (официальная причина отказа для новых проектов) для СПГ-терминалов.
Когда решение Байдена не понравилось никому
Почти сразу после того, как президент США 26 января 2024 года объявил о временной паузе в одобрении решений по экспорту СПГ из Америки, большинство аналитических агентств, нефтегазовых компаний и покупателей (особенно в Европе) в один голос заявили, что такое решение нанесет вред американским же компаниям. И тем, что занимаются добычей газа, и тем, что инвестируют в модернизацию и постройку новых СПГ-терминалов.
Про официальную причину отказа выдачи лицензий (якобы климатические изменения, которые усугубляются новым проектами по СПГ) даже не говорили, поскольку все понимали несуразность такого оправдания торможения СПГ-проектов.
Вашингтон остался непреклонным. Более того, 22 июня, как написали в The Wall Street Journal, Байден даже приостановил оформление разрешений на экспорт СПГ на Украину из-за «зеленой повестки» (до момента, пока министерство энергетики не изучит влияние газа на окружающую среду, т. е. на неопределенный срок). А ведь всяческая поддержка Киева — это, по сути, визитная карточка Бадена и его команды с самого начала его президентского срока.
Но, начиная с лета 2024-го все больше, причем не только со стороны крупных нефтегазовых мейджоров, но и со стороны местных властей, судов и отдельных политиков, стало нарастать сопротивление запрету на проекты по экспорту СПГ.
Наиболее яркий такой пример — это решение суда в Луизиане (где довольно большие объемы по регазификации), который обязал администрацию президента США Джо Байдена возобновить одобрение новых контрактов на экспорт сжиженного газа. Оно коснулось не только этого, но и 15 других штатов, включая Западную Вирджинию, Оклахому, Техас и Вайоминг, где добывается значительные объемы газа в США. Надо признать, что аргументы у местных властей были весьма убедительные. К примеру, власти Техаса сообщили, что за пять лет штат потеряет около $230 млн налоговых поступлений, связанных с добычей газа.
СПГ-восстание в США
Сегодня давление на Белый дом усиливается. В сентябре крупнейшие нефтегазовые компании начали открыто критиковать администрацию Байдена. Глава ConocoPhillips Райан Лэнс обратился к руководству Соединенных Штатов с просьбой положить конец «безумной» паузе по выдаче разрешений на экспорт сжиженного газа. По его словам, если не дать СПГ-отрасли развиваться (т.е. помешать инвестировать и запускать новые проекты, запланированные до 2028 года), то страна может потерять возможность стать главным игроком на мировом рынке СПГ. Его продублировал и руководитель Chevron Майкл Вирт.
Почти в то же время, как пишет The Hill, ссылаясь на свои источники, представители Демократической партии обратились к администрации Джо Байдена с просьбой ускорить процесс одобрения новых проектов по перевозке СПГ на Украину и в другие государства Восточной Европы.
И если разговоры о поставках в Восточную Европу (где и так уже заполнены мощности по регазификации) для дальнейших поставок на Украину — это больше политика и популизм (все равно объемы большими не будут), то претензии Chevron, ConocoPhillips и газодобывающих штатов — это уже серьезно. Переживать им есть о чем. Все-таки ожидается, что мощности производства СПГ в США вырастут на 80% — с 396 млн до 708 млн кубометров в сутки.
По данным Минэнерго США к 2028 году экспортная мощность Северной Америки по СПГ должна увеличиться более чем в два раза.
СПГ-проекты в СШАСПГ-проекты в СШАКак рассказал в комментарии для «НиК» глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко, во многом запрет на увеличение экспорта СПГ для Белого дома — это политизированная тема. Особенно в преддверии президентских выборов.
«Есть большое лобби вокруг „зеленой повестки“ и проектов связанной с ней. Вокруг него завязаны разные финансовые институты, фонды, банки (не только американские, но и транснациональные), которые продвигают стратегию энергоперехода, который по понятным причинам является врагом нефтегазовой отрасли. Демпартии, которая связана с „зеленым“ лобби, не выгодно себя ассоциировать с реальным сектором экономики, включая нефтегазовый сектор. Поэтому Белый дом всячески и затягивает СПГ-проекты. В коррупционных схемах обвинить ведь не получилось»,
— поясняет эксперт.
Тут стоит добавить, что нефтегазовые компании де-юре доказали, что никакого незаконного лоббирования они ранее не инициировали. Недавно 9-й окружной апелляционный суд США отклонил апелляцию по делу нескольких нефтяных компаний, включая Exxon и Chevron, по иску потребителей, обвинивших их в сговоре с бывшим президентом США Дональдом Трампом (когда тот был главой Белого дома).
«Что же до поставок СПГ из США на Украину, то такие зигзаги — это чистейшая дань политической повестке. Никто внятно в Америке до сих пор не объяснил, как сжиженный газ попадет на украинский рынок, где его будут регазифицировать (будут ли свободные мощности в Восточной Европе), какая у него будет цена и есть ли вообще в этом хоть какой-то экономический смысл»,